Внутри Льюина Дэвиса. Братья Коэн.

Рецензия Владимира Матинова
23.01.2018
«Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis, 2013) — один из самых проникновенных фильмов знаменитых братьев Коэн. Он относится к той когорте их фильмов, которые можно обозначить как лирически-личные и философские. Впрочем, даже на фоне прочих шедевров эта музыкальная картина отличается особенным привкусом щемящей тоски и экзистенциальной безнадеги
Действие фильма происходит в начале 60-х. Битники с джазом уже отгремели (уморительные образы побитых жизнью битников выведены в фильме блестящей парочкой — Джоном Гудменом и Гарретом Хедлундом), рок-н-ролл ещё не завоевал мир. Главный герой картины Льюин Дэвис (Оскар Айзек), как это водится у братьев, законченный лузер. Он поёт неплохие фолк-песни собственного сочинения в местном баре, однако, без особого успеха. Успех вроде бы был, но давно, когда Льюин пел в дуэте с покончившим с собой другом. Потом, как говорится, «что-то пошло не так». 
Коллеги Льюина по цеху, парочка Джин и Джим Берки (Кэри Маллиган и Джастин Тимберлейк), при том, что их песни очевидно невыносимы, имеют не в пример больший успех, расчётливо пользуясь собственной сексуальностью. Льюин пытается напирать на «творчество» и, остаётся в стороне раз за разом. Его последняя надежда — издание отдельной пластинки. Для этой цели он предпринимает «паломничество на край ночи» в компании с рыжим котом Улиссом
Надо отметить, что братья не были бы сами собой, если бы ограничились экзистенциализмом и безнадёгой. Фильм является буквально энциклопедией американской культуры 50-х-нач. 60-х годов: битники, джаз, фолк, винил, концерты на радио, раскрепощённая сексуальность. Всё это и многое другое зритель увидит в фильме. 
Впрочем, главным вопросом «Внутри Льюина Дэвиса», разумеется, «the unanswered question», остаётся занимающий братьев с дебютного фильма вопрос о случайности, роке. Почему — как бы вопрошают братья раз за разом и в «Серьёзном человеке», и в «Фарго», и в «Старикам тут не место», словом, во всех своих лучших работах — всё происходит так, а не иначе? Вопрос, — и ответ на него — конечно, абсурдный, но так и братья Коэн никто иные, как абсурдисты на свой манер. Ведь разве не ту же щемящую тоску и бесприютность мы можем почувствовать в стихах Александра Введенского или «Старухе» Хармса
Истоки этого вопрошания братьев, конечно, библейские, недаром же братья принадлежат к сословию священнослужителей в иудаизме, состоящем из потомков рода Аарона. Льюин Дэвис, разумеется, современный Иов, в мире, где сатана властвует, кажется, безраздельно. Единственным светлым — вернее, рыжим — пятном в этом мрачном, почти монохромном, дождливом фильме оказывается упомянутый выше кот Улисс, символизирующий бессмертную эллинскую цивилизацию. 
Остаётся добавить, что фильм «Внутри Льюина Дэвиса» заслуженно получил Гран-при фестиваля в Каннах в 2013 году.