Три билборда на границе Эббинга, Миссури. Мартин Макдонах.

Рецензия Владимира Матинова
06.02.2018
Британский драматург, кинорежиссёр и сценарист Мартин Макдонах, полюбившийся критикам и широкому зрителю такими картинами, как «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» выпустил новый фильм с вычурным по-британски названием «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri, 2017). 
Собственно говоря, в США, где этот фильм снимался силами англо-американской команды (среди актёров: супруга одного из братьев Коэн, Френсис Макдорманд, известная по главной роли в фильме «Фарго», а также иконы американского независимого кино 90-х, Вуди Харрельсон и Сэм Рокуэлл; музыку к фильму написал постоянный композитор тех же братьев Коэн, Картер Бёруэлл), премьера «Трёх билбордов» состоялась ещё в ноябре, однако, в России картина представлена на суд зрителя 1 февраля 2018 года. 
Вообще, достаточно взглянуть на список лиц, поучаствовавших в съемках фильма, чтобы подумать, что Мартин Макдонах снова будет играть здесь на территории братьев Коэн (где недавно играл другой «птенец гнезда коэнова», Джордж Клуни, со своим «Субурбиконом»), как в абсурдистской картине «Семь психопатов», снятой тоже в Америке. 
Однако, по просмотру «Трёх билбордов» приходится признать, что ставки здесь выше. Это подтвердил и оскаровский комитет: фильм выдвинут на главную американскую кинопремию по всем основным номинациям (исключая режиссуру). Новый фильм Макдонаха представляет собой впечатляющее полотно, этакую «человеческую комедию» в стиле чуть не Шекспира, полную «шума и ярости», страшного и смешного, в общем, всего того, чем знаменит, в том числе британский театр, заметным представителем которого является режиссёр. Начинаясь с клише — тема противостояния отчаявшегося человека с системой — картина расходится ручейками драматических коллизий и метаморфоз. 
Сценарий «Билбордов» сложно прекрасен (автор данной рецензии не может не вставить словцо про «новую сложность» известного британского композитора Фернихоу): британцы любят к месту (и не к месту) показать свой могучий интеллект. В этом и сила, и слабость фильма. Порой тут катастрофически не хватает того, что присутствует и в лучших работах братьев Коэн, и у таких гигантов, драматургии, как Клод Соте, например. Собственно, чеховской простоты. Здесь слишком много происходит. Фильм «Три билборда» — при всей своей видимой традиционности — вызывает ассоциации не только с Шекспиром, но и с Гринуэем, чьи барочно избыточные картины пусть и прекрасны по-своему, но малоубедительны по сути. Впрочем, тут речь уже о личных пристрастиях: кому-то ближе «Гамлет», кому-то — «Вишневый сад», кому-то и вовсе — «В ожидании Годо». 
Есть у «Билбордов» и другая слабость, художественная. Не случайно фильм остался без номинации на «Оскар» по режиссуре. Вы не найдёте здесь собственно «искусства кино» (или найдёте, но мало), движущейся живописи, которая есть у вышеупомянутого Гринуэя и прочих кинохудожников. 
Всё это, однако, вовсе не значит, что «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — плохой фильм. Нет, перед нами прекрасный образец т.н. интеллектуально-развлекательного кино. Такие фильмы сейчас очень востребованы, они попадают в цель, теша самолюбие зрителя декларативным интеллектуализмом, поднимая ворох серьёзных проблем, походя добротно развлекая его. Здесь есть место и тонким отсылкам, и действительно точной иронии. Актёры блистательно отыгрывают своих персонажей (отдельного упоминания заслуживают Макдорманд и Рокуэлл), а Макдонах, этот опытный драматург, знает в каком месте повернуть сюжетную линию, чтоб зацепить нужные связи в зрительском мозге. В общем, всё, как вы любите.