Рэй. Тэйлор Хэкфорд.

Рецензия Владимира Матинова
29.01.2018
Рэй Чарльз — легенда. Один из тех, о ком американцы говорят «absolutely great». Тем интереснее его малая популярность в России и прочей Европе, но, как сказала моя знакомая, композитор из Милана, «Америка — это Америка». 
Байопик Тэйлора Хэкфорда «Рэй» (Ray, 2004) вышел в прокат буквально через три месяца после смерти американской легенды. Остаётся поражаться голливудской мощи: прах, как говорится, ещё не остыл, а вот вам живой кумир улыбается белозубо с киноэкранов (на самом деле Рэй Чарльз тяжело болел, но даже успел поучаствовать в создании фильма перед смертью, появившись в финальных кадрах). 
Рэй Чарльз.
Le Roi est mort, vive le Roi! А в том, что Рэй Чарльз, а вовсе не Майкл Джексон, как думают многие, являлся королем популярной музыки в США сомневаться не стоит (особенно, после просмотра фильма), ведь даже такой серьёзный человек, как Фрэнк Синатра назвал Рэя «единственным настоящим гением в шоу-бизнесе»
Вообще, жанр байопика невероятно популярен в Америке. Можно сказать, это их аналог «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха и советской серии ЖЗЛ. Сложно вспомнить звезду шоу-бизнеса, о которой не сняли фильм. Впрочем, биография Чарльза, в отличие от многих, действительно полна драматизма: мальчик, родившийся в Олбани, Джорджия в 1930 году, в самый разгар «Великой депрессии» к семи годам успел потерять брата и ослепнуть. Таким образом, «Рэй» — это ещё и классическая история об American Dream. Человек из социальных низов, увечный и сирый, вполне в духе евангельских слов «и последние станут первыми» (любят американцы в лоб воспринятые истины из Книги Книг) делается поп-звездой и легендой. 
Рассказывая об этом фильме, нельзя не сказать об исполнителе главной роли, актере, певце и стенд-ап-комике Джейми Фоксе. Он, вполне в духе таких старых мастеров, как Де Ниро и Аль Пачино, ответственно подошёл к важной роли, посещая занятия для слепых, изучив азбуку Брайля. Он с невероятной полнотой вжился в своего персонажа, застав того ещё живым. Старания Фокса не пропали даром. Американская киноакадемия абсолютно заслуженно присудила ему «Оскар» за лучшую мужскую роль в этом фильме. 
Фильм про певца и композитора не может быть немузыкальным. В «Рэе» звучат потрясающие песни, вошедшие в сокровищницу американской музыки, т.н. «Great American Songbook». Тут вам и Hit The Road Jack, и I Got a Woman, написанная самим Чарльзом, и легендарная Georgia on My Mind
Для человека, малознакомого с этой — в высшей степени достойной внимания — стратой великой американской культуры, фильм «Рэй» может стать первым шагом. Джаз, соул, госпел и ритм-н-блюз (в их классическом варианте) действительно стоят внимания. Как и сам Рэй.