Девушка с татуировкой дракона. Нильс Арден Оплев.

Рецензия Владимира Матинова
02.02.2018
Швецияудивительная страна. При небольшом, даже по меркам европейской страны, населении распределение социальных благ осуществляется в Швеции крайне разумно. Это позволяет, помимо прочего, сытым, обогретым и социально устроенным шведам направить свою энергию на разнообразные созидательные процессы, включая творческий. 
На выходе получается так, что десятимиллионный народ (близкий, надо сказать, россиянам и по ментальности, и по климатическим условиям) выдает на суд мировой общественности впечатляющее количество качественного, как говорят сегодня, «контента» в виде книг, пластинок, сериалов, фильмов. Никто, конечно, звезд с неба не хватает со времен Бергмана. С другой стороны, и в России не появляется новый Тарковский, и Висконти в Италии нет
Зато в Швеции есть «Девушка с татуировкой дракона» (Män som hatar kvinnor, 2009), фильм, снятый по мировому бестселлеру Стига Ларссона, шведского писателя, общественного деятеля левого толка. Стиг Ларссон — это такой шведский Проханов (или Прилепин, если угодно). Пишущий политик, по книге которого в Голливуде снимают кино с Дэниелом Крэйгом в главной роли (речь идёт о другой, американской экранизации романа). Что называется, почувствуйте разницу. И речь вовсе не о писательском мастерстве. Речь об интеграции в мировую культуру, ведь без таких вот кросс-культурных связей (или перекрестий, по-нашему говоря) невозможно её, культуры, подлинное развитие. 
Дэниел Крейг и Нуми Рапас в американской версии фильма.
Итак, «Девушка с татуировкой дракона», первая часть трилогии «Миллениум» (все три части экранизированы), повествует о некоей Лисбет Саландер (в рассматриваемом нами фильме её играет Нуми Рапас, известная широкому зрителю по фильму «Прометей»), юной хакерше, попавшей в запутанный политический переплет. Стиг Ларссон (а вслед за ним и режиссер картины Нильс Арден Оплев) рисует достаточно убедительный портрет «героини нашего времени», причем, с существенным заделом на будущее: тут вам и вызванная постоянным пребыванием в сети социофобия (как тут не вспомнить введенный доктором Курпатовым термин «информационная псевдодебильность»), и модная в нулевые бисексуальность, и современный извод феминизма.
Лисбет Саландер — это женщина, ненавидящая мужчин, которые ненавидят женщин.
В общем, Лисбет Саландер (очевидная и главная удача и книги, и фильма) — вполне себе ролевая модель для девушек-миллениалов, чьи родители и старшие братья остались в доисторической досетевой эпохе, известной нам теперь лишь по архивным постам в мёртвых пабликах. На фоне образа героини сюжет этого увлекательного типично шведского детектива слегка теряется (скажем, автор настоящей рецензии, смотревший трилогию несколько лет назад, напрочь сюжет забыл, в то время как образ героини остался в памяти). 
Стиг Ларссон.
Впрочем, это все ещё интересный детектив, помогающий скоротать зимние выходные (если смотреть всю трилогию целиком). Конечно, как было сказано выше, не стоит искать в этой сказке (автор не раз называл свою героиню повзрослевшей Пеппи-Длинный Чулок) каких-то экзистенциальных глубин и поражающих воображение откровений. Не стоит забывать, что Стиг Ларссон — политик небольшой и уютной страны. И если понимать, что в его задачах значилось не завоевание мира, а всего лишь попытка:
а) развлечь себя и читателя/зрителя занятной историей,
б) создать убедительный образ современной героини,
в) попытаться посмотреть, что с этой героиней случиться в будущем,
то стоит признать, что она ему удалась. А если принять во внимание нашумевшую голливудскую экранизацию, удалось даже больше (к вопросу о завоевании мира). 
Впрочем, автор этой милой сказки фильмов, снятых по ней, не увидел: 9 ноября 2004 года 50-летний Ларссон умер от обширного инфаркта, поднявшись на 7 этаж в свой офис пешком из-за неработающего лифта. В благополучной Швеции тоже случается всякое.